Павловопосадские платки |


место в современной моде история развитие
RSS-лента

Павловопосадские платки. История

история происхождения русского платкаПавловопосадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. В семнадцатом веке убрус, которым русские женщины покрывали голову в повседневной жизни уступает место платку, позже в русском языке появляется позаимствованное в персидском языке слово «шаль» означающее большой узорчатый платок носимый на теле.

Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси, этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая которые женщина обязательно должна покрывать голову платком.

В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов — бобов и пейсли.

История Павловопосадской Платочной Мануфактуры насчитывает уже более двух веков,  но известные во всем мире павловопосадские платки начали выпускать здесь не сразу. Известное производство было открыто двумя купцами: Яковом Лабзиным и Василием Грязновым в 60-х годах девятнадцатого, века- через пятьдесят лет после открытия фабрики. На протяжении всего девятнадцатого века предприятие постоянно модернизировалось и богатело, вместе с тем постоянно борясь с жесткой конкуренцией, т.к. широко востребованная в России продукция выпускалась на многих фабриках. Благодаря таланту художников и мастеров предприятию удалось не только выстоять, но и занять ведущее место в индустрии.

Постепенно предприятие разрасталось и уже в начале двадцатого века «Товарищество мануфактур Лабзина и Грязнова» крупнейшее предприятие в России по производству шерстяных платков, на котором работало более 2000 работников.

После революции 1917 года предприятие было национализировано и преобразовано в Старо-Павловскую фабрику. На протяжении советского периода фабрика выпускала платки в основном используя рисунки старых мастеров, но и изделия с «современной» тематикой (портреты вождей  революции,  индустриализация, коллективизация страны) пользовались популярностью. Но постепенно стилистика павловопосадских платков вернулась в классическое русло, и на платках снова  заиграли яркими красками цветочные орнаменты и восточные узоры.

Мастера и художники Павловопосадской Платочной Мануфактуры и по сей день радуют глаз своих почитателей изысканными рисунками и орнаментами, которые постоянно совершенствуются и модернизируются, но сохраняют стилистику и традиции старых мастеров.

В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.

11 комментариев »

тата:

вот интересно было бы и в данное время такие традиции, мне кажется, что намного больше бы люди ценили красивое созданное в старинные времена. То люди бы начинали ценить русские музеи посвящённые предметами русской старины, способствовали так же созданию таких выставок по предметам русской старины, очень жалко что постепенно большинством людей забывается и теряются истоки нашего существования

25 ноября 2010 | 15:08
paninatalja:

В моем доме хранится Павлов-Посадский платок, который принадлежал моей бабушке. Ему не менее 70 лет, т.к. бабушке его подарил дед перед уходом на фронт в 1941 г. Бабушка берегла его, как память о не вернувшемся с войны муже. До сих пор не поблекли розы на кремовом кашемире, все краски яркие и живые. Иногда я набрасываю его на плечи, и мне кажется, будто меня обнимают руки моей любимой бабушки…

19 апреля 2011 | 17:19
Mikhail:

Павлово-посадские платки раньше изготавливались методом ручной набивки, поэтому были яркими, многоцветными, художник воплощал свою мечту, фантазию. А сейчас все делает машина, которая ограничена количеством цветов.

7 мая 2011 | 13:21
Алина:

У моей родственницы целая коллекция таких платков, всех цветов! Но она их не носит — боится испачкать или испортить!
Всего у неё чуть больше 10 видов, и с каждым годом их становится больше!

4 октября 2011 | 11:26
Tatsiana:

Павлопасадские платки стали настоящей классикой. Очень приятно, что не забыты традиции, но каждая эпоха вносит свои коррективы. Интересно посмотреть на платки в авангардно-пропагандистском стиле.

3 марта 2012 | 03:20
алексей:

Павлопассадские платки — это наша история и не надо ее забывать! Это же фольклор, наш русский колорит! Ни в одной стране не найдешь такой уникальной вещи! Тем более что, сейчас, носить платки стало модно!

10 июля 2012 | 15:33
Татьяна:

Простите, может я несовсем в тему…просмотрела весь сайт, и не могу найти ответ, как платок можно приобрести живущим за пределами России, например в Греции? И вообще, есть ли такая возможность?

20 сентября 2012 | 12:13
admin:

За рубеж высылаем Почтой России после предварительной оплаты с учетом почтового тарифа. Делаете заказ, в ответном письме высылаем все способы оплаты и расчитываем тариф.

20 сентября 2012 | 12:24
Ирина:

Здравствуйте. У нас в семье есть наши любимые Павлопосадские платки, но один заслуживает наибольшего внимания… Белый шерстяной платок с цветочным рисунком. Скажите , раньше Павлопосадские платки были не совсем обычной формы ( размера), т.е. я имею ввиду, не квадратные, как сейчас, и не палантин. Наш платок скорее больше прямоугольный…. Шерсть тоже не похожа на теперешние платки… более ворсистая что ли,а самое примечательное, почему мы решили что он вашей фабрики, это то, что на платке стоит штамп ( печать) на которой надпись Павловский посад 1812г. Могу сфотографировать, но только штамп. т.к. цветочный рисунок на платке со временем по истерся, а вот штамп очень хорошо видно… Хотелось бы узнать, вашей ли фабрики этот платочек?

24 октября 2012 | 13:49
Зоя:

Ваши платки очень красивые и … были бы еще красивее, если бы при производстве, а может быть, еще в стадии худ разработки соблюдалась «теория теплых и холодных цветов» -весна, лето, осень, зима. Что получается, встречаешь, например, платок прекрасной основной узорной расцветки легкой теплой весенней гаммы цветов, а … кайма коричнево-шоколадная. Все,внутренний узор платка «потерялся». Кайма — это как рама у картины, она или подчеркивает картину или ее «затирает». То же иногда происходит и с цветовой гаммой в основном узоре: нежные розовые оттенки холодных тонов роз «затираются» теплыми морковно-красными тонами. Яркость красок — это не оляповитость, а, наоборот, тщательно подобранные краски, которые подчеркивают друг друга, потом продавались бы лучше и «дешевые» платки. Хотелось бы, чтобы узоры остались, а краски бы были подобраны соответствующе, потому что некоторые изделия так прекрасны, что дух захватывают! Желаю удач! Мечтаю купить Ваши платки для подарков в Испанию.

23 января 2013 | 12:37
Марина:

Интересная статья. Особенно меня удивило упоминание о букетиках, античных вазах и лозы – вот уж не ожидала, что такой узор могли иметь русские платки. А уж как выглядели павлово-посадские платки с такой тематикой, как индустриализация, я и представить не могу)

9 сентября 2014 | 21:16
Оставить комментарий

Комментарий

*
Подтвердите, что Вы не робот, решив простой пример. Если Вы не видите цифры на картинке- кликните на ней для прослушивания аудио-файла.
Кликните для прослушивания аудиофайла.